суббота, 27 февраля 2016 г.

Проблема познаваемости мира

 Основной тип знаний составляют наши представления и идеи о том, как формируется не знание отдельной предметной области, а наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношение с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека. 

1)Бытие и познание

  • Раздел философии,изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией. 
  • Вопрос о сущности бытия, его отношении с сознанием проходит через всю историю философской мысли. Долгое время он считался основным вопросом философии. 
  • Бытие, первая из всех сущностей постигается философски, а сущность вещей изучают частные науки. 
  • С развитием естествознания бытие всё чаще стали понимать как природу.На первый план выходят проблемы познания мира, которые рассматриваются в разделе философии- гносеологии. 
  • Многие философы не разделяли "растворения" бытия в познании и отстаивали идею реальности, объективности бытийного мира, его независимость от познающего субъекта. 

2)Познаваемость мира как философская проблема

  • Для того,чтобы сказать, каков мир на самом деле, человеку надо выйти за пределы своего сознания,что невозможно. Реальность для человека в принципе непознаваема. = Так считают агностики(агностицизм) . 
  • Гносеологическая проблема, которую активно обсуждают философы, - это вопрос о месте и роли познающего субъекта. 

3)Познание как деятельность

  • Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса- познавательной деятельности людей.
  • Познание может происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной жизни. 
  • Процесс познания, как бы он ни проходил,предполагает наличие двух сторон: познающего человека(субъекта познания) и познаваемого объекта(объекта познания). Познающий субъект не отделён от предметного мира, а находится внутри его. 
  • Результаты познания будут отражать не только свойства изучаемого объекта, но и то, как мы организуем процесс познания(методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов(наши позиции, ранее накопленный опыт). 

4)Чувственное познание и рациональное познание

  • Многие явления и процессы социальной жизни вообще не доступны чувственному восприятию.Например,все духовные ценности- вера,совесть,убеждения. 
  • Рациональное познание-мышление-как процесс решения проблемы.
  • Мы получаем данные о реальных процессах  и явлениях, преобразуем эту информацию, связывая её с уже имеющимися у нас опытом. Само преобразование предполагает различные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, отвлечение,обобщение и др. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий